Библиотекарь — учитель и наставник
Рафаилова (Булдакова) Валентина Александровна не заглядывается ни на погоду, ни на возраст — каждый день встает на лыжи, любуясь красотой Пихтовки, пробегает свои километры. Летом переходит на скандинавскую ходьбу. Ей всего-то 72 года. Жизнерадостна и активна, как и 50 лет назад. В свои тихие прогулки Валентина Александровна, заслуженный работник культуры УР, вспоминает молодость, проекты, работу…
Из Сидоровки в Осиновку
— Выросла я в простой крестьянской семье. Мама на ферме работала, отец – бригадиром. В наш колхоз «Красный маяк» входили Кленовая, Осиновка, Сидоровка, Тараканово (ныне — Пихтовка), Кивара. Люди в основном работали в полеводстве и в животноводстве. В Сидоровке даже детский сад был. В деревне около 100 домов насчитывалось. За продуктами ходили в Осиновку и Калиновку. Мой дед за деревней посадил яблоневый сад. Его прозвали Мичуриным. В Сидоровке была своя колхозная пасека. Посреди деревни река протекала — такая красота!
Потом населенные пункты стали укрупнять. Все раскорчевали. Сидоровку перевезли в Осиновку, а многие жители перебрались в Воткинск. Родителям пришлось продать дом, чтобы переехать в Осиновку.
Нас, детей, было шестеро. Но в один год трое самых младших друг за другом умерли. Болезнь страшная скосила. Коклюш. Мама рассказывала, что я болела тяжелее всех, без сознания лежала. А выжила. Может, поэтому была любимицей отца.
С самого первого класса мечтала стать учительницей. После 8 класса поехали с подружкой в Можгинское педучилище поступать. Прежде чем принять документы, проверили наш музыкальный слух. Преподаватель выстукивает карандашом по столу мелодию, а ты должен повторить, куплетик какой-нибудь песенки спеть. Мои документы взяли, попросили приехать в августе на экзамены. Но как я без подружки? Ее не приняли. Так я решила: не поеду никуда. И родители не настояли, отправили в 9-10 класс в Воткинск. После окончания школы поехали с подружкой в Глазовский пединститут. Два экзамена сдали на «тройки». В те годы даже кандидатами брали, если не завалишь полностью. А мы расстроились и поехали домой. Подруга вожатой работала, а я на Воткинский машзавод устроилась материальной кладовой. Но не могла в городе жить. Для меня это было такое страдание. Считала секунды до субботы, чтоб скорее домой. Все не нравилось. Как можно на автобусе ездить? Как можно в очереди стоять? Ни леса, ни родников — ничего нет.
«Давай жениха тебе выпишем»
— На мое счастье в 1970 году совхоз «Пихтовка» организовался. Контора в Осиновке. Первым директором назначили Евгения Макарова. Мне отец говорит: «Валя, давай сходим к Макарову, может, возьмет тебя в контору». Пошли. Евгений Геннадьевич отвечает: «Мне секретаря надо, давай приходи». Моему счастью не было предела. Так и начала работать. А в июне месяце мой муж из армии пришел. Он в наших краях проходил практику механиком, написал письмо в совхоз, нет ли места. Это письмо Макарову передали. Он мне с улыбкой говорит: «Давай жениха тебе выпишем». Написали ему ответ, и Владимир Павлович после службы приехал. Его сразу оформили главным инженером. Увидела его и обалдела. Я маленькая, худенькая, невзрачненькая. А он статный, высокий, красавец. Еще и в форме. Думаю: «Если за него замуж не выйду, вообще ни за кого не пойду». В 1971 году осенью мы поженились.
Становление хозяйства перед нашими глазами прошло. С разных уголков республики к нам ехали. Бесконечный поток кадров. Средний возраст сотрудников держался на уровне 30 лет. Люди ехали в Пихтовку за лучшей жизнью, и сами старались хорошо работать, достигать поставленных целей. Многие приехали с Шарканского, Кезского районов. Все были энтузиастами, трудолюбивыми, о будущем думали. Энергия, отдача чувствовалась. Надо было всех обеспечивать и жильем, и работой, и инфраструктурой. Дома настроили 25 серии. Участки раздавали. Все держали скот. У многих в одно время по 2 коровы было. И косили сами, по ночам до 4 утра сено возили, в 6 уже на работу бежали. Не считались со временем.
Евгений Макаров горячий человек был. Ему хотелось все и сразу построить. Сколько с ним работала, нравилось, что он вспыльчивый, но никому никогда не мстил. Высказался и отошел. Моему мужу все время доставалось. Хотя и жили под одной крышей дома 25 серии. Как белка в колесе крутись, но чтоб было сделано, говорил, иначе голова с плеч. Я и мужа не видела. Сын наш тоже только и спрашивал: а где папа? Владимир Павлович все время в гараже проводил, то запчасти и технику искал. Макаров, конечно, рано ушел из жизни, сгорел на работе. И браконьеры были. Даже кидались на него. Сколько бы еще успел сделать для хозяйства. Потом вся ответственность легла на моего мужа. Владимир Павлович 8 лет руководил совхозом. Его заменил Георгий Степанович Крылов. Такой юный, очень воспитанный. Я, конечно, таких не встречала. Муж тоже культурный, но Георгий Степанович — сама галантность. Никогда голоса не повысит. Я удивлялась, как же он дома себя ведет. Уважительно ко всем относится наш Крылов. Болеет душой за хозяйство. Я все думаю: пусть он еще долго работает. В Киваре, в Кельчино ничего нет. У нас, слава Богу, отстояли «Пихтовку». Моему мужу тоже досталось: по судам ездил, защищал совхоз. Некоторые хотели хозяйство наше в аренду взять. Владимир Павлович в те годы сразу поседел. Конечно, переживала за него и за хозяйство. Сейчас вспоминает с добром, что такие годы были. Не жалеем мы, что так в жизни сложилось. Если бы не Крылов, как бы повернулась жизнь. Если бы кого-то привезли со стороны, может быть, и Пихтовки-то не было уже. Георгий Степанович за то, чтобы рыбхоз по рукам не разошелся.
В поисках себя
— Я рада, что мне посчастливилось поработать под руководством Евгения Макарова. Мне нравилась моя работа. Оформляла людей, статистику вела, приказы составляла. Сколько-то поработала, и бухгалтер по расчетам ушла на декрет. Подошла к главному бухгалтеру проситься в отдел. Хотелось расти маленько. И она согласилась меня взять. Конечно, сначала мне досталось без образования-то. По ночам зарплату высчитывала, все отчеты домой носила. Потом втянулась, научилась. Постепенно стала понимать, что это все не мое. Но на мою радость в Пихтовке открыли библиотеку. И решила туда перекочевать. Макаров сказал: «Смотри, девка, захочешь обратно вернуться — не приму». Я уверенно ответила, что не приду обратно.
В библиотеку меня приняли с условием, что буду учиться. Культпросветучилище заочно окончила. И до самой пенсии, более 30 лет, отработала в библиотеке. Конечно, свою работу безумно любила. Нашла себя. Все время в движении, в творчестве была. Столько поколений детей вырастила. Это сейчас ребята все время в компьютерах, а тогда после уроков полная библиотека малышни собиралась. Энциклопедии листаем, что-то ищем, журналы вырезаем, стенгазету рисуем. Живое общение, интеллектуальные игры, проекты… Много мероприятий, творческих встреч проводили. Компьютеров не было. Показатели хозяйства изображали, беседы проводили по цехам. Мы, библиотекари, даже должны были знать надой на корову по совхозу. Один раз вызвали на совещание в райисполком. Председатель райсовета всех библиотекарей усадил и по порядку спрашивает, какой надой на вашей ферме. Не подвела. По тем временам у нас надой хороший был.
А как дружно и весело жили! Население все молодое. Под Новый год на пруду елку ставили. Наряжали и сами наряжались. После 12 часов все жители на пруд выходили. Играли, хороводы водили. В другие дни ездили в Воткинск на спектакли, концерты. Грузовую машину с лавочками от хозяйства выдавали. И все умещались. Никто на холод и жесткость не жаловался. Сами тоже мероприятия организовывали. У нас хорошая команда была. Директор клуба Елена Стрелкова – от Бога. Она дома не живет – все на работе. В каждой профессии надо любить свое дело, тогда все получается.
У меня в библиотеке лозунг висел «Человек перестает мыслить, когда перестает читать. Д. Дидро». В фонде библиотеки где-то 7 тысяч книг насчитывалось. За журналом «Нева» в очередь записывались. Проводили конкурс «Мама, папа, я читающая семья». Очень читающие семьи были. С Наумовыми выиграли районный конкурс. Стали готовиться к выступлению на республиканском уровне. На рейсовом автобусе ездили в районную библиотеку, репетировали. И им хотелось выиграть, а мне хотелось, чтоб о них в республике узнали. С Наумовыми метров 5 длиной совместную газету выпустили для выступления в Ижевске. И они заняли 2 место. Сама тоже участвовала в конкурсах библиотекарей, выигрывала. До сих пор все награды храню.
Постоянно в движении
— Время очень быстро летит, особенно сейчас. Только так года мелькают. Летом все на огороде. Все свое у нас. С помидорами и огурцами более 40 банок заготовок только в подполье стоит. Пока могу, хочу сама все делать. Если не двигаться, можно и заболеть. Мы даже поросят, кур держим. Пельмени постоянно стряпаем. Сын в соседнем доме живет. Со снохой нам очень повезло – сам Бог послал. У них трое детей.
С внуком написали реферат «Забытая деревня Сидоровка». По всем местам прошлись. Начертили схему, где какие дома стояли. Съездили в город к сидоровским жителям, записали их воспоминания.
Уже лет 5 ежедневно хожу на лыжах. У нас через пруд лыжню делает Александр Макаров, дай Бог ему здоровья. Утром встаешь и думаешь: скоро на лыжи. Так хочется! Некоторыми семьями на лыжне и собираемся. Муж изредка тоже присоединяется. Даже лето не так люблю, как зиму. И скандинавской ходьбой занимаемся. Вечером в центр хожу: красота-то какая! Родственники специально приезжают на Пихтовку посмотреть. Даже в городе такого нет. Благодать! Пусть молодеет Пихтовка. Нынче все есть. Было бы желание… Хочется подольше пожить, правнуков еще увидеть.