Деревне будущего – экономика будущего. В рыбхозе «Пихтовка» определены задачи на ближайшие годы
Год села подходит к завершению. Какой след он оставил в жизни Пихтовки? Какой толчок в развитии даст в будущем? Своими мыслями и видениями делится Георгий Степанович Крылов, директор ГУП УР «Рыбхоз «Пихтовка».
— 2021 год для нас очень знаковый по нескольким моментам. Принятое Правительством региона решение построить деревню будущего в Пихтовке послужило своеобразным сигналом для всех работников хозяйства. Это было высшее доверие, оказанное нам. В «Пихтовку» поверили. Это я всегда подчеркиваю. И буду подчеркивать. Когда строительство только-только начиналось, как-то даже не верилось, что за столь короткий период можно заново отстроить целую деревню. Прошло буквально несколько месяцев, и село преобразилось. И тут появился еще один немаловажный фактор, который стоит осознать всем — рабочим, специалистам: перед нами теперь стоит очень непростая задача. Она заключается в том, чтобы наша работа, производство, иными словами, экономика соответствовала понятию деревни будущего. С этого момента мы будем все делать под прицелом того, чтобы наша экономика бала на уровне. Мы не будем жить и работать как прежде, хотя можно было просто радоваться и потирать руки.
— Что значит экономика будущего?
— То, чего нет до сих пор ни в Пихтовке, нет ни на другой территории. Не знаю есть ли на западе — меня это не очень интересует. Экономику будущего каждый понимает по-разному. Мы считаем, что она должна быть очень производительной. Производительность должна быть настолько высокой, что в настоящее время мы даже боимся думать об этом. Мы никогда не задумывались об этом. Может быть, один человек должен производить продукцию на несколько десятков миллионов рублей. А это будет тогда, когда мы тщательно разовьем и будем понимать биотехнологические процессы в рыбоводстве, в полеводстве, в животноводстве. И возникает вопрос: соответствуем ли мы по своей подготовке? Боюсь, что мы должны очень сильно подтянуть себя в этом направлении.
Сейчас стало модным внедрять в производство элементы цифровизации. Но появляется пожелание, а может быть, некие требования к этому процессу. На данный момент цифровизация занимает всего лишь некий пласт такого понятия, как экономика, пласт оказания каких-то услуг, сервиса, но не имеет отношения к производству, к высокопроизводительному труду. Цифровизация должна проникнуть во все нужные для нас биотехнологические процессы, изучить, выявить корреляционные анализы. Чтобы за счет искусственного интеллекта можно было сказать: ребята, вы не обращаете внимание на то-то, надо так-то сделать… А мы, специалисты, будем выступать в качестве исполнителя умного интеллекта. Мне кажется, что жизнь будет развиваться в этом направлении.
— Трансформация в мыслях ваших сотрудников уже происходит?
— Думаю, да. Трансформация не может не произойти. Сама жизнь будет либо толкать вперед, либо оставлять на обочине. Но, опять же, не стоит уповать на то, что сама жизнь заставит — надо активно участвовать. Должно прийти понимание: это жизненная необходимость, а раз необходимость, мы должны вникнуть и понять. Думаю, через несколько десятков лет мы поймем, насколько примитивно относились к своей работе. Хотя, может быть, ошибаюсь.
— Второй знаковый момент уходящего года?
— 2021 год был очень неудобный с точки зрения климатических условий. Жара. Засуха. Растительность появилась, но не росла, а только боролась за выживание. В таких жесточайших условиях как можно было получить урожай? Собрали, но не столько, сколько могли бы. В некоторых хозяйствах добились лучших результатов. Нельзя сказать, что мы совсем пали – многие завидовали и нам. Но в сравнении с другими годами, все-таки не самые наши лучшие показатели 2021 года.
Что касается рыбоводства, были наиболее оптимальные условия для выращивания карпа, но мы не показали весь свой потенциал в силу разных причин, которые еще не раз стоит со специалистами разобрать. Ожидали большего, чем получили.
Это год устроил настоящий производственный экзамен для всех специалистов. Думаю, какие-то этапы мы прошли очень достойно, какие-то можно было бы пройти более удачно. В непростых условиях проявились все качества людей, которые показали, насколько владеют передовыми технологиями, могут ли вытащить экономическую начинку производства и не уронить ее. Некоторые специалисты себя целиком посвятили тому, чтобы добиться и показать лучшие результаты, а некоторые не со всеми моментами в своей работе справились. Жизнь устроила экзамен не только для производства, но для интеллекта специалистов.
— Какие задачи определены на будущее?
— В два раза увеличить производство рыбы, в несколько раз поднять производство молока и вывести работу цеха растениеводства совершенно на новый уровень. Очень многое будет зависеть от того, как сработает коллективный разум, который включает в себя желание и знание специалистов и всего трудового коллектива, как мы саккумулируем всю эту силу. Можно ли решить поставленную задачу? Можно и нужно. К примеру, в рыбоводстве больше использовать экологический фактор. Вода имеет очень большой потенциал для создания темпов роста рыбы. Надо технологию так поменять, чтобы максимально учесть все возможности. Принять в расчет и все биологические процессы в растениеводстве. Если этого не сделаем, у нас будет перерасход кормов, очень много денег потратим на аэрацию, будем вынуждены покупать всевозможные удобрения.
Мы только сейчас наступили на путь уверенного движения животноводства вперед. Это особенность «Пихтовки». У нас поголовье дойного стада держалось на уровне 300-350 голов, ферм не было. И мы крутились около этой цифры, проводили оптимизацию. Учитывая, что мы решили резко увеличить количество скота, запустить новую ферму, поменять подход к работе, пока справляемся на «тройку».
В 2022 году в планах запустить хотя бы две фермы, которые располагаются в Большой Киваре. И это будет следующим этапом развития животноводства. Таким образом сможем увеличить производство молока по 1,5 тысячи тонн в год. За 2021 год порядка 4 тысяч тонн надоили.
Кроме того, в планах закупить два новых высокопроизводительных культиватора, современный трактор, чтобы усилить цех механизации и растениеводства. В области рыбоводства начать изучать немного другой подход выращивания рыбы, который бы учитывал вышесказанное.
Земель пока достаточно, чтобы получать примерно 10 тысяч тонн молока и 2 тысячи тонн рыбы с учетом посадочного материала.
— После строительства деревни будущего, в рыбхоз стали чаще проситься на работу, присматриваться к селу, чтобы купить участок или дом?
— В «Пихтовку» всегда просились, а в свете последних событий по вопросам трудоустройства стали обращаться чаще. Более того, идет молва, что пока не поздно, пока есть участки, надо когти рвать и перебираться жить в Пихтовку. Готова ли Пихтовка к такому наплыву? Скорее нет. Чтобы не возникло проблем, надо создавать дополнительные рабочие места. А рабочие места там, где есть производство, где есть емкость рынка.
Проект деревни будущего не завершен. Это начало большой работы, которая в том числе возложена на хозяйство. Надо съездить по некоторым городам, населенным пунктам, увидеть подход в решении вопросов благоустройства. Почему бы не экстраполировать на нашу Пихтовку? Территорию вокруг стадиона надо преобразить. Необходимо делать дороги. Было бы здорово, если бы в Пихтовке появилась общественно значимая зона, куда бы родители спокойно приходили с детьми и были уверены, что там никогда не будет потока машин, что ничего с детьми не случится… Планируем сформировать группу людей, которые бы вплотную занялись вопросами благоустройства нашего села. Очень большое желание: не останавливаться на достигнутом.