Инженер своей судьбы и судьбы села
Александр Юрьевич Макаров – главный инженер-заместитель директора рыбхоза «Пихтовка». Он всегда очень переживает за хозяйство, старается подходить к решению вопросов предельно взвешенно и экономически выгодно для предприятия. Отвечает за руководство всей технической службы, за организацию труда, за эффективное и рациональное взаимодействие производственных подразделений, за правильность эксплуатации тракторов, машин и механизмов. Тщательно следит за тем, чтобы автотракторный парк был в исправном состоянии. Для решения производственных, экономических задач в рыбхозе имеется свыше 140 единиц различной техники: автомобилей, тракторов, прицепов, самоходных машин (комбайнов), прицепных сельскохозяйственных орудий, а также механизмы и машины, используемые в производстве. Под руководством Александра Юрьевича большой коллектив.
— Александр Юрьевич, знаю, вы очень творческий человек. В ваших руках даже камни оживают, не говоря уже о дереве. Скульптуры, изделия ваши вызывают восхищение у всех. В жизни это творческая составляющая вам как-то помогает?
— Я бы сказал, не совсем творческий. Я понял, что у меня хорошо получается копировать (в художественном смысле). Ставишь себе задачу, приходит мысль, воплощаешь. Стараешься сделать и сделать как можно проще. Если необходимо что-то воспроизвести, сделать своими руками, тут я могу посоперничать. Думаю, что скульптор из меня бы получился точно. В детстве много занимался лепкой из пластилина. Это же пространственное мышление. А пространственное мышление оно всегда нужно. Особенно в специфике работы моей. Надо мысленно представлять работу механизмов, как они устроены.
Считаю, что у меня было интересное детство. Вся семья творческая. В сложные 1990-е годы денег хватало только на самое необходимое. Думаю, что это особенно повлияло на нашу творческую жизнь. Отец все время по домашнему хозяйству что-то мастерил. Станок по дереву у него всегда работал. Дом строили, приходилось делать все своими руками: двери, окна, мебель и многое другое, что можно было изготовить из дерева. Я за отцом повторял. Думаю, в нашей семье высокая конкуренция (в хорошем смысле) в звании «творческая личность». Сегодня папа активно демонстрирует себя в плетении лозой. Мама всегда пользовалась успехом в кройке и шитье, до сих пор не представляет свою жизнь без этого. Красиво умеет рисовать и петь. Сестра Анна также связала свою судьбу с творчеством, теперь она классный специалист в парикмахерской деятельности. А брат Геннадий – это виртуоз, очень здорово себя проявил в умении управлять сложнейшей техникой. Тонко чувствую его помощь и поддержку в решении производственных задач.
В моей жизни есть еще одна творческая личность – это моя тетя Татьяна Алексеевна. Она закончила Дебесское педучилище. Я до сих пор помню, как впервые увидел ее дипломную работу у бабушки на стене. Она изобразила старый родительский дом. Смотришь и ощущаешь на себе дуновение ветра, качающего ветви березы. То, что это можно изобразить на листе бумаги простым карандашом, меня задело.
В нашей школе художественные таланты у детей развивали учителя ИЗО – Берта Степановна и Светлана Васильевна. Берта Степановна без всякого умысла всегда определяла в ребятах талант, вдохновляла и понимала одним лишь взглядом. По крайне мере мне казалось, что мы с ней друг друга очень хорошо понимаем. Помню, где-то во втором классе из папье-маше слепил свою первую скульптуру — голову богатыря. Александр Юрьевич Стрелков, учитель труда, параллельно развивал у ребят способности в резьбе по дереву. Обстановка была мотивирующая. Конкуренция побуждала к развитию. Глаза горели, хотелось сделать лучше. Тогда у меня не все получалось, в этом деле нужна аккуратность и сильные руки. Но основное усвоил. В старших классах у нас по технологии был классный педагог – Чунарев Василий Александрович. Многим ребятам он привил навыки и умения по обработке древесины и использовании других подручных материалов. Будучи студентом, увлекался рисунком простым карандашом.
— Для вас какой материал ближе, дороже? Дерево, железо, камень…
— Мне кажется любой материал, который есть, может пойти в дело. На производстве мы с мужиками многие детали стараемся восстанавливать. И я горжусь, что у нас есть мастерские. Это очень важно для любого сельскохозяйственного предприятия. В советское время при проектировании и строительстве машинно-тракторных парков особое внимание уделяли именно оснащению мастерских. Токарный, слесарный, сварочный, аккумуляторный участок, посты для обслуживания.
Когда ремонтируешь технику, нужна инженерная мысль, ты в творчестве. Есть люди, которые в силу своей специфики, своей профессии, своих талантов чудеса творят. И таких в коллективе вовсе не мало. Например, наш токарь Олег Неганов от природы мастер.
Когда руки золотые, голова работает, люди справляются с любой задачей. С помощью таких личностей, если ими грамотно руководить, можно сложнейшие проблемы решать. И не беспокоиться о трудностях, с которыми нам приходится сталкиваться на производстве. Есть проблема, в следствие, есть задача. Рождается технологический процесс в голове. Решение всегда приходит. У нас есть средства, материалы, а главное — хорошие кадры. Если это не позволяет устранить проблему, приходится искать выход на стороне, что касаемо ремонтных и восстановительных работ деталей, механизмов и машин.
— Вас с детства притягивала инженерная сфера?
— В детстве я, конечно же, не понимал что такое инженерная сфера, но мне очень нравилось черчение. К основным предметам, таким как физика и математика, до 9 класса особой тяги не было. И дело совсем не в высококлассных учителях, а в том, что я любил творчество и спорт, и уделял этому основное свое время.
Судьбоносным решением стало поступление после 9 класса в колледж на базе Июльской СОШ. Ребята один день в неделю проходили обучение в ИжГСХА и УдГУ по профильным предметам. Мой выбор пал на ИжГСХА. Мама пробовала параллельно направить меня в УдГУ, видела во мне и учителя технологии. Но когда приехали подавать документы в университет, постоял в коридоре, посмотрел на тот контингент абитуриентов, понял, что это абсолютно не мое. Сказал: «Мам, поехали отсюда».
— Всегда знали себе цену и могли отстоять свою точку зрения?
— Когда еще учился в Июльской школе, я понимал, что из 9 факультетов Ижевской сельхозакадемии, которые существовали, для меня подходит только один – механизация сельского хозяйства. Все. Когда я поступил, нас было 153 человека на факультете. Это мужичье, мощная «рота солдат» с низкой комплементарностью, но все очень целеустремленные. Порой даже не знающие, чего им от жизни надо, шли только вперед, получали задания, решали, защищали и заслуживали достойную оценку. Престиж мехфака для нас был очень важен, потому что это серьезная мужская профессия. На мехфаке и военной кафедре мы накапливали в себе понимание того, что мы можем все. На военной кафедре мы изучали вопросы, касающиеся с решением задач инженерно-дорожных мостостроительных войск. Думаю, что половина из тех, кто учился, не думали, что свяжут свою жизнь с механизацией сельского хозяйства. Так и получилось, что процентов 20, может, пошли по профессии, но инженерное образование, убежден, пригодилось каждому.
Мой выбор профессии — не крик души и зов сердца. Это абсолютно расчетливый подход, потому что свое применение в области сельского хозяйства, где себя чувствовал ближе и комфортнее, видел в механизации. Хотя второе образование получил экономическое, потому что понимал, что экономика очень важна, она связывает отрасли и все решает. Думаю, то, что мне нужно, я впитал, для того чтобы осуществлять свою деятельность.
— Горели желанием вернуться в Пихтовку?
— Я здесь вырос. Во время учебы в ИжГСХА я проходил практику на Ижевском автозаводе и в родном рыбхозе. Тянуло домой. В 2005 году окончил обучение, диплом получил и на третий день после Георгий Степанович Крылов принял меня на работу инженером-механиком. В сентябре того же года я женился. Параллельно продолжал обучение на кафедре дополнительного образования на факультете экономика и управление в АПК. Конечно, после окончания экономического факультета в 2007 году, я испытывал определенные амбиции. Увольнялся. Устраивался в банк. Проработал 3 недели. Но понял, что не мое. Сидел за металлической решеткой, за кассой, ко мне огромная очередь была, потому что я довольно медленно обрабатывал запросы, набирался опыта. Осознавал: надо уходить. Тогда мое место механика уже было занято — хозяйству надо было работать.
Я два с половиной месяца занимался строительством печей, каминов, плитку клал — калымил. Я понимал, что есть возможность развиваться в этом. Но отец у меня лег на операцию. Работать в бригаде рыбаков он больше не мог. Георгию Степановичу сказал вроде как: «Александра моего возьми вместо меня». Это был июль месяц. Так я отработал в бригаде прудовых рабочих. Нисколько не жалею. Практику познал по рыбоводству. До февраля трудился в зимовальном цехе, отлавливали и отгружали рыбу. Мне нравилось. Физический труд, к которому с детства был приучен. Я себя чувствовал великолепно. Рост 185, вес 90 килограмм, силы немерено. Парни уже росли. Семья. А потом Георгий Степанович поставил меня обратно на должность инженера-механика. Мне, честно говоря, повезло с коллективом, людьми, которыми работал. Это Владимир Павлович Рафаилов, Александр Андреевич Мансеров, Василий Валерьянович Соколов – все они в свое время стояли у истоков становления хозяйства, руководили, имели образование по механизации. То, что построено и организовано под их руководством, сегодня позволяет нам с большей производительностью выполнять задачи, которые перед нами стоят. Они настолько в этой каше поварились, что тот опыт, который мы от них перенимали, это дорогого стоит. Надеюсь, что они обо мне тоже остались хорошего мнения.
В инженерной службе нас было четыре человека, не как сейчас вдвоем, и техники сейчас стало гораздо больше, объемы производства выросли. Много времени проводил в мастерских, в токарке, потому что там точность, творчество. Сделаешь одно изделие, а оно поможет восстановить целый трактор…
— Видя ваш потенциал, умение руководить, вам предлагали высокую должность в учхозе «Июльское». Вы отказались. Значит, есть невыполненные задачи и цели в «Пихтовке»?
— Те условия, в которых я работаю, они очень хорошие. И менять их на амбиции, что я могу быть где-то в руководстве, желания на сегодня особо нет. Работы хватает. В своей сфере деятельности еще далеко не все сделано. Надо учитывать и то, что у меня еще дети растут, им необходимо внимание. Возможно своим решением, расстроил уважаемых людей, не оправдал ожиданий, не поддержал. И перед ними чувствую себя очень неудобно, но это мое решение.
Если рассматривать есть ли у меня какой-то потенциал, я бы хотел реализовывать его здесь, на том месте, где работаю и в той должности, в какой бы не пребывал, со своим коллективом, в нашей Пихтовке. В нашей команде работников толковых много, которые знают, как надо работать, но организовать работу не их конек в силу разных причин. Нас учили так: мужики, вы будете руководить коллективом, вы будете инженерами, вы должны думать не только, как и где запчасти найти, купить, а как сделать так, чтобы техника меньше ломалась, заниматься ремонтом и профилактикой, разрабатывать план технического обслуживания, грамотно эксплуатировать технику. Хотя снабженческая функция никуда не делась, ее приходится выполнять. Потому что рынок — это такая штука, где везде тебя могут облапошить поставщики, требуется квалификация, компетентность. Обстановка заставляет нас быть ответственными. И хочется выполнять свои функции так, чтобы людей не обижать.
— К сожалению, в этой жизни не всегда получается быть добрым.
— В мужском коллективе это иногда проще: можно прямо выразить свои мысли, чтобы тебя поняли и это выполнялось. Да, порой все это через обиду проходит, да, порой это не принимается. Но когда результат работы виден, мужики молча признают, ровно как и я признаю свои ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
— Перед собой сегодня какую задачу ставите?
— Постараться работать над системой так, чтобы функционировала без сбоев. Чтобы у нас не было провалов, экономика развивалась, чтобы мы были привлекательны на рынке труда. Научно-технологический прогресс гонит нас вперед, в следствие, о технологическом перевооружении не забывать. Это сегодня очень необходимо для повышения производительности, качества и условий труда.
— Вы еще и депутат районного совета. Где сложнее общий язык найти?
— Если заниматься депутатской деятельностью, а это ответственно и важно, то понимаешь: ей конца и края нет. Поэтому я для себя определенные рамки установил. Но обращения граждан стараюсь, конечно, выполнять. Надеюсь, что избиратели по достоинству оценят мою работу. В депутатской деятельности порой сталкиваешься с очень серьезными и важными вопросами, бывают острые дискуссии, порой сложно найти общий язык, но я стараюсь.
Думаю, что в строительство деревни будущего в Пихтовке я тоже внес свою лепту, как депутат. Когда к нам с визитом в Пихтовку приезжал Александр Владимирович Бречалов, Глава республики, удалось задать ему вопрос и получить положительное решение о строительстве ФАПа. Я эту возможность не упустил. В результате задал вопрос и по дорогам тоже. И по дороге Александр Владимирович выразился, что сделаем. Считаю, что мы честным и правильным путем тогда смогли задать ряд вопросов по нашему селу — спасибо нашему Главе.
В этот же день Глава прошелся по стадиону, в храм сходил, пообщался с людьми, он, наверное, тогда задумался, а может и ранее задавался вопросом, почему у нас слабая инфраструктура. Такое предприятие с многолетней историей, демонстрирует устойчивую экономику, постоянно выплачивает налоги и отчисления в бюджет. А ведь в других населенных пунктах района инфраструктура развивалась. И только в Пихтовке нет. Почему? Думаю, отражалась позиция Георгия Степановича: он очень четко отстаивал целостность хозяйства, и это было не всем угодно. А те хозяйства, которые дали слабину, которые поддались, их уже сейчас нет. Сложные времена были. Георгий Степанович – это «Сэнсэй» наш, Учитель. Мы все ему благодарны. Для меня очень дорого его доверие. Считаю, что Пихтовка заслужила социальный проект «Деревня будущего», который реализовали у нас в прошлом году.
Мое мнение: «Пихтовка» никому, ничего не должна и завоевала этот соцпроект, чтобы обновить, привести в порядок инфраструктуру села, чтобы здесь была дана возможность людям комфортно жить. Сегодня это норма жизни. И проект «Деревня будущего» – это комплексное решение задач. Спасибо, что нас оценили, оценили работу всего коллектива. Справедливость восторжествовала.
— Многие вопросы, связанные с развитием села, вы и сами продвигаете, решаете вместе с жителями. Строите дороги, облагораживаете территорию…
— Когда есть поддержка коллектива, много активных людей, ты начинаешь созидать, чувствовать, что проекты вполне реализуемы. Хозяйство активно помогает. Программа «Инициативное бюджетирование» раскрывает возможности, дает людям сделать определенные выводы — и тем, кто вложился, и тем, кто не вложился. Много еще тех, кто остался в стороне. Но это возможность оставить после себя хоть что-то.
У нас еще много, что можно сделать. В планах развивать территорию. Летом чтоб была тропа здоровья, а зимой бы ее использовали под лыжную освещенную трассу. Скомбинировать территорию так, чтобы одно другому не мешало. Хочется понимать, что под эгидой «Деревни будущего» люди потянутся на село. Думаю, нам нужно, чтобы наша школа, детский сад, дом культуры были всегда наполнены и развивались, а это возможно только с притоком молодежи. «Деревня будущего» — задел на 10-15 лет вперед.
— Вы являетесь примером не только для своих детей, но и примером для жителей. Даже лыжню целую зиму содержите своими силами.
— А, может, лыжню для себя делаю? (улыбается). Я люблю спорт. Спорта в нашей жизни должно быть много, это производная того, как люди могут работать. И когда есть сочетание производства и спорта, это объединяет коллективы, делает их заряженными на позитивный труд.
Стараюсь быть примером сыновьям, авторитет хотелось бы завоевать в их сердцах. Но надо оставлять место для того, чтобы они понимали, кто они, пусть делают себя сами. Тогда они будут личностями. Сыновьями, конечно, горжусь. Но и они, как и все мы, неидеальны, когда ленятся, расстраиваюсь. Когда они родились, я понимал, что они у меня очень активны. Тогда и подумал, может, что-то у них в спорте получится, а я постараюсь их всем обеспечить. С 5 лет они у меня на лыжах катаются. Потенциал у них есть, они еще растут. Они еще не обрели ту силу, которая у них может быть, если заниматься, если сами захотят. Они уже защитили первый взрослый разряд. Хотел бы видеть их кандидатами в мастера спорта, но это сейчас уже зависит от их самих, их выбора.
А то, что лыжню делаю, пытаюсь создать комфортные условия для населения в том числе. У нас многие жители выходят на трассу. Когда тебя встречают, улыбаются, благодарят, как не сделаешь?
Я горжусь, что я из Пихтовки. Я горжусь своей семьей, супругой Оксаной, сыновьями. Они для меня все! Горжусь, что я часть трудовой династии Макаровых.