Внутренняя политика хозяйства — в интересах каждого работника и каждого жителя Пихтовки

За последние 30-40 лет в селе Пихтовка Воткинского района впервые затеяли масштабную стройку. Она коснется всех социальных объектов. Школа, детский сад, Дом культуры, ФАП, другие учреждения и общественные пространства до сих пор поддерживались лишь рыбхозом «Пихтовка». Хозяйство на своем примере доказывало, что село может жить и развиваться, создавало все необходимые для этого условия. Только на социальную сферу предприятие ежегодно выделяло более 10 миллионов рублей. И это не осталось не замеченным высшим руководством республики. Благодаря экономической эффективности рыбхоза и активности жителей села Пихтовка попала в проект «Деревня будущего». Теперь полностью изменится облик всей деревни, начиная от общественных пространств и заканчивая социальными учреждениями. Не останется в стороне от глобальной стройки и рыбхоз, вновь и вновь вкладываясь в инфраструктуру населенного пункта. На фоне всех преобразований в хозяйстве планируют усилить и экономическую политику. Об этом и о многом другом – в интервью с Георгием Крыловым, директором предприятия.

 

Георгий Степанович Крылов, директор ГУП УР «Рыбхоз «Пихтовка».

– Георгий Степанович, в социальную сферу Пихтовки впервые за много лет запланированы колоссальные вложения со стороны республики. Как реагируют жители на предстоящие преобразования?

– Да, это впервые за мою жизнь. В этой связи начинаешь думать о том, что есть какая-то высшая справедливость. Ты знаешь, Пихтовка это заслужила. Она заслужила тем, что ее создали и создали в тяжелое время, а люди не позволили созданное разрушить.

Есть те, которые скептически относятся к проекту «Деревня будущего». Некоторые жители Пихтовки отмечают, что поживем — увидим. Другие отвечают, что это интересно. А большинство готовы включиться в общее дело. Общее дело всегда начинает «крышевать» общество и весь трудовой коллектив. В душе каждого есть особая матрица, переданная нам нашими мамами, бабушками, где заложено чувство самосохранения и стремления к лучшему не только ради себя, но и ради детей.

Честно хочу сказать: до сегодняшнего дня я сам не очень верил в эту масштабную стройку. Думал, что всегда очень много разговоров, а когда переходит дело к реализации проектов, обычно часть мечтаний и желаний куда-то улетучивается, а зачастую бывает так, что просто не успевают или забывают сделать. Когда на днях к нам приезжал Глава Удмуртии Александр Владимирович Бречалов, он настолько цепко по каждой мелочи начал работать, и я понял, что этот социальный проект, задуманный по Пихтовке, состоится. У меня появилась твердая убежденность в этом. Конечно, это хорошо для села — желание наших жителей претворяется в жизнь. Но я почувствовал и другой момент. Дело в том, что у руководства республики есть искреннее желание довести дело до конца. Присматриваются к этому проекту как к пилотному. На том, что получится, а что нет, будут продолжать развивать и воплощать начатое в остальных населенных пунктах региона. Кроме того, мне показалось, Александр Владимирович озабочен тем, что наблюдается отток населения из сельской местности. Люди рабочего возраста ищут, где можно найти более легкую, более денежную работу. Это дело жизни каждого, это правильно. Реализация проекта «Деревня будущего» — по большому счету попытка запустить обратный процесс, сделать так, чтобы люди оставались, а то и переезжали из городов в село. Рад, что у нас нет такого оттока. В рыбхоз обращаются из многих районов, просятся на работу. И мы стараемся помочь. Наверное, и это послужило тому, что проект «Деревня будущего» стала реализовываться у нас.

Наше хозяйство не останется в стороне от масштабной стройки. Много вложений требуется в общественно значимые пространства, в озеленение села. Необходимо благоустроить территорию баскетбольной площадки. Мы готовы участвовать в общем деле. Кроме того, в Пихтовской основной школе планируется создание агрокласса. Думаем немножко переиначить программу агрокласса, насытить ее тем, чтобы дети под руководством специалистов хозяйства воочию увидели заготовку кормов, чего это стоит, приняли участие в кормлении телят, в выращивании карпа. Мы можем выделить несколько прудов, чтобы дети зарыбили, вырастили, и могли продать рыбу, а средства пойдут на нужды школы, на заработок. Учебу надо совмещать с производством, лучшая академия – это полевая.

– Быть в центре внимания со стороны власти должно накладывать определенные обязательства и ответственность.

– Согласен, это очень ответственно. И почетно. Но больше – ответственно. Не стоит забывать, что в силу разных причин отношение к рыбхозу «Пихтовка» не у всех одинаковое даже среди сельхозорганизаций республики. Не все будут благодарить и любить «Пихтовку». Это надо понимать. А что «Пихтовка» такого сделала, чтобы ее не любить? Мы даже паинку (пай) не взяли – все передали государству. Эта была бесплатная раздача имущества, а мы все отдали государству. Отдав государству, мы мало того, что удержали хозяйство, мы подняли производство. За все время существования хозяйства мы пытались защитить не только себя, село, мы пытались способствовать развить рыбоводство в районе, в республике, даже в России. Нас никто об этом не просил, но как настоящие государственники мы честно исполняли свой долг. Порой было не просто. Но внутренняя политика хозяйства строилась и строится таким образом, что она учитывает интересы каждого работника и каждого жителя Пихтовки. Мне кажется, что эти моменты дороже остальных нюансов.

Я не хочу ругать частные предприятия. Есть великолепные частники. Но, наверное, Карл Маркс, немецкий социолог и экономист, был прав, когда сказал, что если частник почувствует получение прибыли в размере 100 процентов, он все равно этого добьется, а если в размере 1000 процентов, то нет таких преград, через которые не пройдет. Никто общие экономические законы не отменял. Частная собственность чаще начинает преобладать над общими интересами. Это главное отличие от государственной.

Появление частной собственности должно в большей степени служить людям, одевать, обувать, содержать, должно создавать дополнительную конкуренцию. И это будет способствовать решению основной задачи  в сельском хозяйстве — не допустит оттока кадров. Вторая проблема – надо согласиться – и школы, и магазины, и вузы, и кинотеатры, и больничное обеспечение лучше в городе. Человек идет туда, где предпочтительнее. Рожденный в деревне хочет пробовать свои силы в несколько иной обстановке – стремится в город. А городской житель боится переезжать в деревню.

Сельские жители — не самый богатый слой населения в России. Но социологи, политологи должны обратить внимание на то, что соль общества российского, фундамент в большей степени сохранился именно на селе. В этой не очень богатой среде истинные ценности: попытка жить общинным путем, по справедливости, преемственность навыков. И надо сделать так, чтобы люди не воротили нос от слова «деревня».

– Каким видите выход из ситуации?

– Я считаю, необходимо так развивать экономику, чтобы заработная плата в деревне была максимальной. Она должна быть не менее 28-35 тысяч рублей, а если 40 и более — это очень хорошо. Для сведения хочу сказать, что в рыбхозе «Пихтовка» средняя зарплата по прошлому году составила более 41 тысячи рублей (средняя по региону – 27 тысяч рублей). И это мало, если посчитать. Люди очень быстро привыкают к тому, как жить при уровне такой зарплаты. Люди сами четко определяют куда и как распределить свои финансы. Когда в деревне будут получать 50 тысяч рублей, это будет лучше, чем 40 тысяч, когда будут зарабатывать 60 тысяч, поймут, что это лучше, чем 50 тысяч. Я пока так присматриваюсь, что идеальный вариант платить 80 тысяч рублей и выше. Это не только пожелание. Надо сделать такую экономику, чтобы она смогла задуманное воплотить. И тут возникает очень острая проблема: а какая экономика и технология позволит получить такую продукцию? Разработана ли она учеными? Есть ли она в Удмуртии? Если бы версия была обкатанной, все бы сказали поезжай в Шаркан, Кез, Яр, другие районы, изучите опыт предприятий. Даже такие сильные хозяйства, как в Вавожском районе, пока не могут себе позволить платить зарплату более 50 тысяч рублей. Стало быть, есть проблемы и причины. Если такая экономика не разработана, то это получается некая утопия.

– Вы на примере хозяйства докажете, что не утопия?

– Очень хотелось бы доказать. Но я так же понимаю, что 80 тысяч рублей будет тогда и только тогда, когда сумма реализации, которой мы сейчас располагаем, увеличится минимум в 2 раза. Она не будет возрастать по мановению волшебной палочки. Стало быть, необходимо производить больше в 2 раза материальные ценности, которые имеют ликвидные свойства. Больше в 2 раза рыбы, больше в 2 раза молока, больше в 2 раза мяса и зерна.

Мы будем двигаться дальше, реагировать на любые изменения. Весь коллектив понимает, что стоять на месте нельзя. Когда Александр Владимирович Бречалов объявил 2021 год Годом села, мы уже тогда начали серьезно думать над тем, чтобы в Пихтовке этот год не прошел просто как обычный год, а чтобы Год села ознаменовался определенным экономическим всплеском. Для этого нужны более глубинные, более масштабные экономические преобразования, которые в конечном итоге привели бы к определенной степени экономической ломке, да к такой, чтобы каждый житель и сотрудник почувствовал, что вот это на самом деле было до социальных мероприятий, а вот это после. И как директора хозяйства меня волнует вопрос: экономика, которая у нас сейчас есть, будет ли способствовать тому, что будет после выполнения социальных проектов? Ведь будет интересно, если социальные проекты окажутся чудом, а экономика лишь чуть-чуть поднимется. Мне и специалистам надо сейчас думать, чтобы существующая экономика реально соответствовала завтрашнему дню, была совместимой. По моим прикидкам, необходимо на 500 тонн в течение года, второго увеличить производство прудовой рыбы, в конечном итоге довести объем производства карпа до 2 тысяч тонн. Мы столько рыбы никогда не получали. Легко сказать! А как сделать? Мы произвели такие вероятностные стохастические расчеты, которые говорят, что это можно сделать в Пихтовке, на сервере, в первой рыбоводной зоне. Для этого необходимо выполнить 3 мероприятия. Первое, надо увеличить объем производства рыбопосадочного материала минимум в 1,7 раза. Второе, увеличить в 2 раза качество рыбопосадочного материала по сравнению с тем, что имеем сейчас. И, третье, так называемый экологический фактор. Среда обитания рыбы в июле и в августе должна быть такой, какая она в мае и в первой половине июня. Если мы сумеем добиться всего этого в Пихтовке, мы легко получим искомый результат.

Что касается животноводства, то необходимо до конца 2021 года довести объем ежесуточного производства молока до 15 тонн, максимум — до 18 тонн. В прошлом году мы ежедневно получали 7 тонн. Сейчас достигли 11 тонн. Надо стремиться к тому, чтобы в день производить молока на сумму 1 миллион рублей. Для этого необходимо ежесуточно получать 30 тонн молока. Все это в свою очередь приведет к тому, что у нас появятся дополнительные финансы для технического и технологического перевооружения отрасли растениеводства.

Если все это сделаем, мы реально подойдем к заработной плате в 80 тысяч рублей. И мы будем понимать, что уровень жизни в Пихтовке стал очень близко напоминать среднеевропейский.

– В последнее время много и со всех сторон говорят о цифровизации всех сфер…

– Это благо. Благодаря цифровизации улучшается технологический процесс. Но, внедряя современные новшества, каждый руководитель должен задумываться не только над тем, как облегчить труд, но и над тем, как уберечь каждого сотрудника, не допустить сокращения людей – человеческого капитала.

Некоторые представляют цифровизацию как самоцель. И ради этой цифровизации как к самоцели идут на все. Оправданно ли? Главное – не допустить повторения ситуации с ЕГЭ. Изменили системный подход к сдаче госэкзаменов, чтобы всем было проще и легче. Но внедрение ЕГЭ не привело к образованности. Кто-то сможет ли предугадать, к чему в дальнейшем приведет роботизация? Никто. Поэтому надо быть осторожными.

Я воспринимаю цифровизацию, как рычаг в увеличении производства. Но мы должны быть производителями своей продукции, а не просто потребителями цифровизации. Если цифровизация будет выполнять функцию рычага, мы на правильном пути.

– Чем сильнее развивается хозяйство, не будет ли тем больше желающих ухватить лакомый кусочек?

– Если рыбхоз «Пихтовка» себя правильно поведет, если «Пихтовка» будет в руках структур государственной власти как очень важный элемент жизни даже в области прудового рыбоводства, то я не думаю, что у кого-то появится мысль взять и продать хозяйство.

Очень легко продать. Что в итоге? Может, даже придет денежный человек, придет с хорошими намерениями. Но зачем именно выкупать готовое хозяйство? В Удмуртии в свое время разрабатывали 9 проектов по строительству рыбхозов, работает только «Пихтовка». Построй подобный рыбхоз. Было одно хозяйство, а станет два, было столько рабочих мест, а увеличится в два раза.

Потенциал развития прудового рыбоводства региона около 6 тысяч тонн в год. Мы сейчас производим около 1,5 тысяч тонн. И «Пихтовка» может стать в руках госвласти тем звеном, где можно обучить людей передовым технологиям ведения рыбоводного хозяйства. Мы обеспечиваем рыбопосадочным материалом не только наш регион. Иметь такое предприятие одно удовольствие. Будет гораздо хуже, если его отдадут – потом выпрашивай у частника, а он будет ставить свои условия. Считаю, что судьбу «Пихтовки» пусть все же решают не органы госвласти, а народ пихтовский. Мы все это делаем не для власти, а для народа. И это по крайней мере было бы справедливо.

Июнь, 2021 год.

Виды пихтовских прудов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *