Без земли не будет сельского хозяйства
При нынешнем состоянии техники, технологии устойчивое развитие сельского хозяйства возможно тогда, когда каждые 150 гектаров пашни будет возделывать 1 механизатор. Без земли села не будет. Об этом и о многом другом – Георгий Крылов, директор рыбхоза «Пихтовка», председатель постоянной комиссии Государственного Совета по АПК, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды.
– Георгий Степанович, наши удмуртские поля уже начали обрабатывать техникой, оснащенной системой автопилотирования на базе искусственного интеллекта…
– Чтобы обновить весь автопарк наших хозяйств необходимо несколько миллиардов рублей. Это нереально. Даже самая умная техника без человека – ничто. Ей надо уметь управлять. Да и железо не вечно. Чтобы массово внедрять подобные трактора, нужны люди, разбирающиеся в программировании, а такие гении не остаются на селе. При нынешнем состоянии техники, технологии устойчивое развитие сельского хозяйства возможно тогда, когда каждые 150 гектаров пашни будет возделывать 1 механизатор. На западе эта цифра 220-250 гектаров. Если учесть, что обычно стаж механизатора составляет около 30 лет, то работающих в сельском хозяйстве должно быть 6 тысяч 600, а у нас в отрасли растениеводства всего трудится порядка 5 тысяч человек. Сегодня необходимо, чтобы в хозяйства ежегодно заступали порядка 220 механизаторов.
Задавал вопрос министерству образования: можем ли мы обеспечить кадрами село? Не готовы ответить. Из года в год в техникумы, колледжи поступает порядка 9 тысяч ребят. Из всех выпускников устраивается на работу порядка 5 тысяч, около 300 становятся самозанятыми либо предпринимателями, в сельское хозяйство приходят максимум 20. Кто завтра будет обрабатывать пашню? Это напрягает. Коллеги говорят: Георгий Степанович, а чего вы переживает, у нас есть Увинский, Глазовский, Асановский, Сарапульский и другие техникумы. Но должна быть доктрина развития сельского хозяйства, по которой все должно быть четко понятно.
– Как и чем заманить молодые кадры на село?
– В деревню придут тогда, когда у людей будет четкое понимание, куда идут, на каких условиях. Сегодня зарплата в 50 тысяч рублей уже мало кого интересует – уходят не глядя. На селе надо много работать. При такой же выкладке на заводе можно гораздо больше получать. Едут в Елабугу, где выплачивают до 110 тысяч. Устраиваются в Ижевске, где оборонные заводы предоставляют жилье. Хозяйства остаются без кадров. На селе необходимо пересмотреть приоритеты и условия. Скажем, отработал человек 1-3 года, получит жилье. В соседнем Татарстане работникам предоставляют право выкупа жилья под 1 процент от рыночной стоимости.
Надо подумать и о модернизации производства. Не очень хотят в животноводство идти, на фермах все-таки не розами пахнет. Стало быть, надо открывать цеха по переработке. А переработка в свою очередь притянет и людей, откроются торговые точки, появятся новые рабочие места. Заработает другой пласт экономики.
– Тогда животноводческие корпуса точно обезлюдятся…
– На фермы, думаю, заступят роботы. Другого пути нет. Другое дело – почему у нас в стране роботов не производят? Почему закупают из Германии, Израиля? Запустив завод по производству роботов, можно обеспечить всех товаропроизводителей. Учитывая потребности наших аграриев, только в Удмуртии сумма реализации составит до 2 миллиардов рублей. Это сравнимо с крупным автозаводом.
Встречался с нашими учеными. Когда дело касается прямых вопросов, уходят в сторону, начинают рассказывать про другие разработки, которые не нужны производству. У ученых другое понимание. Наука и производство, к сожалению, далеки друг от друга. Для вузов первоочередная задача – набрать первокурсников. Получается парадокс: производство требует одно, а научные учреждения живут своей жизнью.
Думаю, вопрос поднять на более высокий уровень с тем, чтобы провести стратегическую сессию. Если ничего не предпринять, из года в год ситуация будет лишь усугубляться. Население в деревнях стареет, дома пустуют. Сегодня еще есть кому работать, а завтра? Многие руководители хозяйств уже сейчас обращаются ко мне за советом. Через 5 лет процентов 20 хозяйств вынужденно прекратят свое существование. Боюсь, что сейчас никто об этом не думает.
– Останутся мегафермы?
– Если не поменять политику и отношение к селу, через 8-12 лет жизнь будет крутится лишь вокруг крупных предприятий. Те, кто хотел бы социалку тащить, они не выживут. Даже такие крупные хозяйства, как «Колос» Вавожского, «Родина» Можгинского, «Родина» Граховского, «Ошмес» и «Восход» Шарканского в опасности. Слабое место их – они думают о своих людях, чтоб они без работы не остались, чтобы достойно жили, чтобы село развивалось, вкладываются в инфраструктуру. А рядом появляются те, которым это не особо важно. Все будет зависеть от уровня жизни на селе, он должен быть выше, чем в городе. Зарплата 60-100 тысяч – это должно быть рядовое событие.
Меня часто упрекают: чего вы, Георгий Степанович, зарплату высокую платите, различного уровня льготы устанавливаете. Средняя по прошлому году составила 60 тысячи рублей. На эти деньги можно было бы модернизацию провести, переработку открыть, штат сократить. Согласен. А люди как должны жить? Если односельчан заменят роботы, как жителям в глаза смотреть?