«Если человек хочет работать, он везде себя найдет»
Валентина Николаевна Кузнецова мечтала стать художницей, а всю жизнь трудится дояркой рыбхоза «Пихтовка». Всегда очень скромно и творчески подходит к своей работе. Не раз выигрывала районные и республиканские соревнования среди операторов машинного доения, достойно защищала честь республики и на всероссийских состязаниях. Ее ученики стали абсолютными чемпионами России в своей категории. Валентина Николаевна, заслуженный работник сельского хозяйства Удмуртии, не любит говорить о своих победах, но каждый этап ее жизни заслуживает особого внимания.
Седьмой ребенок
– Нас было 9 детей. Я седьмая. Заплетая мне косы, мама все время твердила: «Ты у меня седьмая, значит, самая счастливая будешь». Думаю, что счастливая. Только вот мама умерла, когда я пошла в первый класс. Она была беременна 10-ым ребенком. Самый старший сын только отслужился, другой еще в армии был… Братья стали опорой для нас, заступались. Отцу, наверное, тяжело давалось нас поднимать. Он хотел самых младших после меня в детдом сдать. Но мачеха нас не отдала. Она нас всех и своих сыновей сохранила и воспитала. Благодарна ей за это.
Отец строгий был. Он наказал мачеху мамой называть. Язык не поворачивался, но куда денешься? Старшая сестра уже училась в Дебесском педучилище, приезжала и отчитывала нас: почему вы чужую женщину мамой называете, мама у вас одна. Но как отца ослушаешься? А сестра для нас вместо матери была. Даже когда сами семьи создали, мы все к ней за советом, одобрением и благословением шли.
С 4 класса я уже косила. Целое лето на колхозных полях. Раньше на портфель, форму, учебники сами зарабатывали. Кроме того, на своем огороде копошились, для скота сено заготавливали. И для игры время выкраивали. Везде успевали.
Я скромной была. Хотела стать художницей. Любила пейзажи рисовать. Все несказанное на бумаге выводила. В Дебесах учили на художника. Мечтала туда поступить, но сестра отговорила, сказала, что учиться тяжело будет. Может, ей самой нелегко далось обучение в педучилище. Не знаю, почему отговорила.
Перед окончанием школы к нам приехали с ПТУ города Воткинска, стали уговаривать на штукатура-маляра. Подумала: тоже с красками работать, почему бы и нет? Заявление написала, поступила. Всегда аккуратно старалась. Даже мачеха все говорила: если гостям, пусть Валя стряпает – они тихонько да красиво лепит.
Штукатур-маляр
– Первый курс закончила хорошо, за что мне путевку дали в Ульяновск на экскурсию. С нашей группы одна удостоилась такой чести. До этого никуда и не выезжала. Грамотами награждали. Ставили в пример. В Казань направляли, чтобы дальше училась. Но в семье утвердили, что не прокормят. Так меня распределили в Ижевск. По всей республике ездили, внутренней отделкой жилых домов занимались. Штукатуром-маляром и неосвобожденным бригадиром работала. В бригаде девочки нашего же курса трудились. Дружно жили.
Может, так и колесила бы по республике. Но в 18 лет вышла замуж. К тому времени с Николаем мы уже как два года дружили. Познакомились мы с ним, когда я в гости к брату в Пихтовку приезжала. Свекр сказал: хватит бегать – живите вместе. Звала Колю в Ижевск. Мне и квартиру в городе обещали, и ему бы работу нашли. А Коля сказал: «Я младший сын, от родителей никуда не уеду». Он уже работал трактористом в совхозе. Так мне и пришлось переехать в Пихтовку.
Когда замуж вышла, Колины родители мне заменили мать и отца. Очень тепло встретили. Конечно, национальный вопрос однажды возник: они русские, я удмуртка, были попытки указать на это. Отец собрал нас и сказал: «Чтоб в последний раз такое слышал, мы должны быть единой семьей. Какая разница удмуртка ли, русская ли? Лишь бы человек хороший был». С тех пор душа в душу жили.
Доярка
– Предлагали в садике нянечной устроиться. Но я не согласилась. Жена брата на ферме работала. Когда я приезжала к ним в гости, помогала ей. Я уже знала бригадира Алевтину Перевозчикову, доярок. Они меня тоже знали. Из-за этого и на ферму пошла. Сама невысокая, худая, силенок мало, коровы крупнее меня, не слушаются. Не только мне, но и животным пришлось привыкать. Тогда руками доили. В группе по 15 коров. Каждая буренка по 10 литров молока давала, кто-то больше. Руки опухали от тяжести и усталости. В машину сажусь, слезы ручьем текут. Спасибо дояркам: поддержали.
То лето не забыть. Муж до часу ночи на уборке. Я до полуночи в лагерях. В 3 утра уже вставала на работу. Почти не виделись. Первое время очень тяжело было. Когда со вторым сыном из декрета вышла, на ферме появились доильные аппараты – легче стало. Хоть и руками доить не надо было, но молоко из бочек все равно ведрами носили. Сейчас молоко по проводу течет. Каждая корова в среднем по 22-26 литров молока приносит. Девочкам говорю: я с вашими мамами, бабушками работала, теперь – с вами. Какая я уже старая, древняя. С 1984 года на ферме. Есть что вспомнить. Думала в 55 лет на заслуженный отдых уйти, но добавили пенсионный возраст. Коровы меня не отпускают. Жалею, что жизнь быстро прошла.
Абсолютный чемпион
– Если человек хочет работать, он везде себя найдет, не пропадет. Для меня идеалом была Наталья Лопатина. Она выигрывала районные, республиканские конкурсы по машинному доению. И меня научила всему. Так же многое дала в плане знаний, навыков, опыта по кормлению и доению наш зоотехник Елизавета Аркадьевна Васильева. Она говорила, что доярка должна знать и уметь все. Экзамены на классность сдавали. Елизавета Аркадьевна приглядывалась, кого следующего подготовить к конкурсу. Первый раз отправили меня в район на соревнования. Растерялась: ничего не знаю, руки трясутся. Наталья Лопатина первое место заняла, а я и близко к тройке лидеров не подошла. Но это был большой опыт. Второй раз уже выиграла. Ответственность за свое хозяйство – не расслабишься. Приехала с первым местом. Георгий Степанович Крылов, директор, приезжал на награждение, нас поддержал. И меня стали готовить на республиканские соревнования защищать честь района. Несколько раз становилась абсолютной чемпионкой Удмуртии. Вроде радоваться надо, а ты волнуешься: теперь за регион выступать.
Даже сыновья готовили меня к конкурсу. На одном из этапов предстояло на время разобрать и собрать аппарат. Они с секундомером стояли, меня подгоняли. И все мои победы в том числе благодаря моей семье. Они меня от всего освобождали, чтобы я могла тренироваться, знания укреплять. А как они радовались каждой моей медали! Ради этого стоит побеждать. С малых лет сыновья наши научились коров доить, дом в чистоте держать, готовить.
Помню, как в первый раз поехала в Киров на российские соревнования. «Валя, вот это чемпион челябинский, смотри за ним, что он будет делать, наблюдай», – говорила мне Елизавета Аркадьевна. Я без нее не ездила. Как без поддержки? Мне легче было с ней. И в Киров, и в Иваново, и в Вологду выезжали. Все три раза попадала в ту возрастную категорию, где участников больше всего – от 30 до 40 лет. Конкуренция жесточайшая. Занимала 10-13 места. Конечно, некомфортно было, что не смогла реализовать потенциал, что подвела. Ездишь, узнаешь новое, передаешь опыт коллегам. Потом стала готовить других. Занимались с Мишей Ивановым, с Димой Бияновым, операторами. Рада, что хоть и сама не смогла победить, но им помогла, что они стали абсолютными чемпионами России по машинному доению коров. 2 раза российские соревнования привозили с собой в Удмуртию. До этого многие участники и не знали, где находится наш край.
Сейчас дома с внуками больше времени проводить хочу. Летом люблю огородом заниматься. Раньше все рисовала, отдыхала так от суеты и усталости. Сейчас все меньше беру в руки кисти. Видно, спокойнее жизнь стала. Хочу все свои знания и опыт молодежи передать, чтоб на пенсии было кем гордиться. Верю, что у нас в хозяйстве еще будут абсолютные чемпионы.