Руки привыкают к земле
За два дня уборочной страды, 7-8 июля, комбайнер рыбхоза «Пихтовка» Геннадий Макаров намолотил 123 тонны зерна. Он первым выехал на ячмень, уже освоил 42 гектара.
С раннего утра до позднего вечера Геннадий Юрьевич за штурвалом комбайна. Через несколько дней, по мере поспевания полей и увеличения нагрузки, к нему присоединятся еще 5 комбайнеров. За каждой техникой закреплен хозяин, отвечающий за обслуживание и ремонт. Сейчас весь собранный урожай механизаторы вывозят на пруды на корм рыбе. Карпам для полноценного роста в день необходимо 60 тонн зерна.
— Я рад, что началась уборка, — оглядывая поля добрым взглядом с радостью в голосе отмечает молодой комбайнер. — Появилась определенность, не надо срываться с одной работы на другую. До этого то на прессовании, то на химии был задействован. Сейчас — на жатве. На уборке я до самой осени. Нагрузка есть. Но когда выезжаешь на золотые поля с хлебом, душа радуется. Если урожай хороший, и комбайн ровно идет, то и уставать некогда. 7-го числа вливался, наслаждался жизнью. С каждого гектара почти 30 центнеров урожайность доходила. Кайф. Вчера ситуация чуть хуже была — массы меньше. Засуха подпортила посевы. Грустно, когда массы нет. Ездишь, ездишь, а толку мало. И комбайн почти в холостую идет. А хочется во всю мощь работать, намолотить как можно больше зерна, радоваться результатом. Когда есть эффект, и на душе спокойнее.
Геннадий Макаров уже шестой год трудится комбайнером. Универсальный ACROS 595 Plus доверили ему 3 года назад. Крепкая и надежная, мощная и высокопроизводительная техника своеобразна, требует внимания, новых умений и навыков. И Геннадий Юрьевич оттачивает свое мастерство. Ему самому интересно узнавать и испытывать что-то новое. Недавно окончил Ижевскую сельскохозяйственную академию, выучился на инженера-механика.
— Хоть техника и оснащена бортовым компьютером, комбайнеру надо максимально включаться в работу. Прислушиваться к малейшему шуму. Если услышишь что-то, надо выйти посмотреть, не случилось ли чего. Всматриваться и в поля на все 360 градусов, чтобы ни одного колоска не проронить. В поле нельзя допускать потерь. Каждый намолоченный центнер урожая — успех хозяйства. Поэтому каждый раз, приезжая на поле, оценишь ситуацию, прикинешь траекторию, смажешь все, что надо — и в путь-дорожку. Всегда необходимо ответственно подходить ко всему, я так думаю. Если не хочешь работать, лучше не работать.
На полях Геннадий Юрьевич пропадает целыми сутками. В семье прежде с тоской отмечали, что он всегда на работе, дома не бывает. Но со временем привыкли к такому его режиму.
Геннадия Макарова время от времени на полях навещает пятилетний сын. Ему интересно, чем занимается отец. Евгений светится от счастья, когда ему позволяют сесть в кабину комбайна. Кто знает, может, растет будущий комбайнер.
— Второй год «помогает», — обнимая парнишку, отвечает Геннадий Юрьевич. — Ему интересно со мной. Спрашивает про культуры. Технику изучает. Буду приучать, мальчик должен знать все. Скоро младший подтянется. Илюше годик исполнился. Нам папа привил уважение к технике. Он тоже был комбайнером, механиком, на пенсию ушел прудовым рабочим, бригадиром выростного пруда. Папа нас частенько брал с собой, показывал устройство машин. Может, поэтому мы со старшим братом потянулись к технике. Александр стал главным инженером хозяйства. Когда работаешь вместе, всегда легче, как по цепочке, все слаженно.
В хозяйстве Геннадий Юрьевич закрепился после окончания 11 класса. Параллельно учился в училище, думал стать нефтяником.
— Меня звали в нефтяную промышленность, — признается он. — Но это не мое. Не хочу. Не смог. У меня уже привыкли руки к земле. В другой сфере себя не вижу. Ни с чем не сравнить то чувство, когда ты причастен к уборке зерновых. Я ощущаю саму душу на просторных полях. Сколько людских трудов вложено, чтобы вырастить эти хлеба.