Мужчина-дояр в хозяйстве не редкость
26-летний Александр Шадрин третий год работает в рыбхозе «Пихтовка» оператором машинного доения. В хозяйстве мужчина-дояр не редкость. На ферме в Осиновке с ним на пару трудится Иван Серебренников.
Быть дояром в хозяйстве не считается чем-то зазорным. К мужчинам особое отношение и доверие, как и у них особое отношение к коровам. Павел Дорош, Павел Лопатин, Михаил Иванов, Дмитрий Биянов всегда знали свое место, были лучшими в рыбхозе, в районе, в республике. В их активе многочисленные победы на районных и региональных конкурсах операторов машинного доения. Михаил Иванов и Дмитрий Биянов в свое время были признаны абсолютными чемпионами России. Их ставили в пример. Теперь им на смену заступают другие.
Александр Шадрин к своим высокопродуктивным рогатым подопечным относится с такой же любовью, как механизатор к кормильцу-комбайну. Бурёнки отвечают взаимностью. Как только он появляется на ферме, приветствуют своего доильца радостным мычанием. Проходится по рядам, а коровушки сами к нему ластятся, мордой тычут, ждут внимания. А ведь этого могло вовсе и не быть: в детстве Александр мечтал стать трактористом.
– Я несколько лет пытался в это государственное предприятие пробиться, — с улыбкой говорит молодой человек. – Хоть кем – лишь бы устроиться. Отказывали — не было мест. Да и специальности у меня особо нет никакой. Я сам с Пермского края, из деревни Бугры. В наших краях колхоз давно развалился. Одноклассники кто в Москву, кто в Пермь разъехались. Остались одни старики. Когда наконец приняли в рыбхоз оператором машинного доения, мама обрадовалась больше меня. Она сама всю жизнь дояркой проработала. Удивилась, что взяли в такое предприятие. Про «Пихтовку» в наших краях знают. Если бы кому-то предложи быть дояром, многие бы, наверное, обиделись и ушли. А что тут обижаться? Чем эта работа хуже другой? Я человек деревенский. В детстве мы пасли коров. Небольшой опыт был. Но вплотную не имел дело с крупнорогатым скотом. Спасибо коллегам, помогли, научили с какой стороны подходить к корове, как доить.
– Первые дни вы больше боялись коров или они вас?
– Не страшно было. Не получалось чаще всего. Например, первые струйки сдаивать. У каждой коровы процесс идет по-своему. И руки не те. Скотина прихотливая. На мой взгляд, проще железо понять, чем корову. Я долго в это вникал, долго учился, долго узнавал секреты. До сих пор иногда корову не понимаю. Не каждому она поддается. Но за столько дней на ферме стало проще.
Александр Шадрин почти 3 года отработал на ферме в Пихтовке. Нынче летом его перевели в Осиновку, в новый коровник привязного содержания. Это был стресс не только для животноводов, но и для коров. Все оборудование новое, другая система работы, обстановка иная. Тяжело привыкали все. Теперь с улыбкой вспоминают те дни.
– Больше времени уходит помыть корову. Бывает иногда извозюкаются – ужас. Приходится отмывать. Вычистишь, сдоишь первые стройки, подцепишь аппарат, и дело пошло…
Это только сказать легко. Дойка на ферме заканчивается только в 9 вечера. Отелившихся коров приходится раздаивать и днем. Отдельно доят и тех, кто на лечении. Для этих целей держат отдельный доильный аппарат, чтобы молоко не поступало в общий танкер. Поэтому животноводам бывает не продохнуть и днем.
Сейчас в хозяйстве в день получают порядка 10 тонн молока, это на 2 тонны больше, чем в прошлом году. Животноводы всегда помогают друг другу. Подтягивается за коллегами и Иван Серебренников. Он совсем недавно стал пробовать себя в роли дояра – получается. Как отмечает Александр Валерьевич, главное – есть взаимопонимание.
– Ивану подсказываю иногда. Без помощи в первое время никак – весь труд пропадет, молоко упадет. Но никогда не слежу, кто сколько доит – не до этого. Тут важнее скорость, аккуратность, чистота. От этого и складывается успех оператора.
Александр Шадрин недавно в Осиновке дом купил. Теперь здесь его вторая родина.