Успешная экономика сегодня — великая перспектива завтра
Любой вопрос, который мы освещаем сегодня, касается ли это профилактики болезней, применения лекарств, создания благоприятной среды обитания рыбы, необходимо изучить для того, чтобы воссоздать успешную экономику сегодня, великую перспективу завтра и социальное благополучие людей навсегда.
Мы, думаю, что и вы, этим занимаемся в Удмуртской Республике, в рыбхозе «Пихтовка», расположенном в первой зоне рыбоводства. В своей работе исходим из того, что экономические показатели по аквакультуре соответствовали лучшим результатам по стране. Выход рыбы с 1 га водоема должен быть не менее 30 ц, рентабельность — более 50%, а за наше короткое лето каждый прудовый рабочий должен успеть вырастить не менее 50 т рыбы. Хочу также объяснить, что в рыбхозе «Пихтовка» 350 голов дойного стада коров с продуктивностью более 8 тыс. л молока в год, и примерно 5 тыс. га пашни, это нам нужно для того, чтобы все 180 работающих в хозяйстве были обеспечены работой (т.к. на прудах работает только 40 человек).
В любой учебнике по рыбоводству можно найти рекомендации по правильному ведению аквакультуры, чтобы среда обитания при этом была наиболее оптимальной в любое время года, особенно в летний период.
Но я хочу остановиться на том, о чем не пишут в учебниках и справочниках, но без соблюдения которых очень сложно получать большую рыбу. При этом подчеркну, что к подобным суждениям мы подошли проведя у себя в хозяйстве многочисленные расчеты, анализы и эксперименты. В то же время понимаем, зон рыбоводных много, условия разные, регионы все отличаются – все это немаловажный фактор.
Так вот, благоприятная среда обитания в прудах и, как следствие, объема конечной продукции, от которой зависят и экономика «сегодня» и перспектива «завтра» и благополучие «навсегда» базируются на четырех «К». Это «кадры», «карпы», «корма» и «климат».
Из четырех «К» на первое место надо поставить кадры. Почему? Каким бы умным не был директор хозяйства, рыбовод или бригадир, в любом случае их повседневно умные и правильные приказания или советы, распоряжения или наказы всегда выполняют (или, наоборот, всегда не выполняют) простые прудовые рабочие. Поэтому желаемых результатов можно достичь, если простые наши работники станут образованными и работоспособными, т.е. станут носителями таких знаний, которые позволяли бы им включаться самим в поиск дальнейших резервов увеличения объемов производства, с одной стороны, и желание достичь таких объемов производства, с другой стороны. А это может случиться в двух случаях:
1) если прудовый рабочий увидит или найдет в этом свой материальный интерес;
2) если прудовый рабочий будет в составе трудового коллектива.
Опыт показывает, что материальный интерес, как правило, сведен к min при часовой оплате труда, начинает работать при введении твердой расценки за единицу произведенной продукции и достигает своего max, когда в качестве зарплаты выступает доля выращенной продукции, оцененной по рыночной стоимости. В нашем хозяйстве эта доля составляет 8,8% по товарной рыбе и в 2 раза выше по рыбопосадочному материалу. И пример по нашему хозяйству: при часовой системе оплаты труда с 1 га пруда мы получали по 6-8 ц/га, при введении расценки за единицу выращенной продукции – 15-20 ц/га, последняя система оплаты труда позволила довести продуктивность прудов выше 30 ц/га. Но самое главное, кадры стали другими. Они вместе с директором и специалистами находятся в постоянном поиске дальнейших резервов и кое-что уже нашли, т.к. любое увеличение выхода продукции означает увеличение их зарплаты.
На второе место я бы поставил из четырех «К» — карпов. Наша цель заключается в том, что карпы за короткое лето дали нам max объем продукции. Этого сможем достичь в том случае, если мы научимся изымать, извлекать наиболее в полном объеме биопотенциал, заложенный в каждой рыбе и в то же время, умело обходить наиболее негативные моменты в физиологии того же карпа. Здесь имеется ввиду стремление получать на 1 году жизни сеголетков с наиболее максимальной навеской с последующим выращиванием товарного карпа со среднештучной массой тела, соответствующего рыночному спросу, т.е. более 1,5-2 кг. Рыба в пруду достигает таких размеров к концу сезона выращивания, т.е. к августу. Водоемы, в которых выращивается рыба, к этому времени оказываются уже загрязненными продуктами метаболизма, дыхание воды достигает в наших краях максимального пика. Все это приводит к ухудшению газохимического режима прудов. Изучение же морфо-физиологических индексов карпа по Шварцу показывает, что именно в это время удельный вес жаберного аппарата достигает минимального значения. Специалисты понимают, чем это грозит в рыбоводстве. Поэтому наступают дни, когда мы вынужденно перестаем кормить их. Однако, для рыбы это не означает, что не надо питаться, они просто переходят на другие кормовые ресурсы, включая фито и зоопланктон. Таким образом, сукценсионные процессы ускоряются в нужном для нас русле. Иными словами, в любой момент времени мы должны «понимать и чувствовать» своих карпов, а карпы постоянно «слышать» нас. Опять же возвращаюсь, на это способны только умные кадры.
Перехожу к кормам. Мы используем самые дешевые корма. Первоначально брали отруби после их грануляции, в настоящее время цельное зерно собственного производство (ячмень, пшеница, частично рожь).
В дешевых кормах, т.е. в зерне, в отличие от дорогих, но полностью сбалансированных кормов, необходимых компонентов для рыбы просто не хватает. Поэтому рыба начинает искать их в воде, используя для этого фито-зоопланктон, многочисленные обрастания, мелкие организмы, обитающие в зарослях.
Пруд или водоем всегда находится в состоянии равновесия (это правило существования экосистемы). Но пруд или водоем, зарыбленный карпом, которого кормят самыми дешевыми кормами, начинает вести себя несколько иначе, т.к. в них происходит массовое ежедневное изъятие части фито и зоопланктон, других организмов, богатых необходимым для роста рыбы компонентами. И водоем, находящийся в состоянии равновесия, начинает работать по принципу Ле-Шателье – восполнять утраченное изъятие. Мы изучили индекс изобретательности потребление карпами естественных кормов из водоема по Ивлеву и выяснили, что пруд все время восполняет то, что съедается рыбой, пытается сохранять равновесное состояние. Схема очень простая: рыба изымает из пруда то, что ей надо, водоем усиленно культивирует то, что убывает. Да, есть ограничения по емкости и буферности такого возмещения со стороны водоема, однако, по нашим данным «обеспечивается» получение дополнительно «бесплатной» продукции на сумму 30 млн. руб. ежегодно (или 60 тыс. руб. с 1 га).
И последнее. Если исходить из того, что можно выращивать карпа дешевыми кормами, а при этом возрастает роль кормовых ресурсов самого водоема, то логично обратить особое внимание на сам водоем. Опыт работы рыбхоза «Пихтовка» показал, что уровень воды в прудах должен быть максимальным. Мокрый откос в нашем хозяйстве составляет не 1 м (как в учебниках), а 40 см. Что это дает?
Объем воды, приходящийся на 1 массу выращиваемой рыбы, возрастает. Подъем уровня воды даже на 30 см в 100 га водоеме — это дополнительные 300,0 тыс. м3 водной среды. Это резкое увеличение объемов естественных кормовых ресурсов, но самое главное — гидрологическая константа – она более устойчива и стабильна за счет возрастания буферных возможностей пруда. За счет увеличения объемов воды удается сводить к min августовский газохимический кризис (либо он не наступает вообще, либо не смещается на более поздний срок, когда температура воды понижается и острота летнего замора ослабевает).
Конечно, все четыре «К» взаимосвязаны и max экономический эффект возможен только при соблюдении каждого фактора в течение всего периода выращивания рыбы.
Г.С. Крылов,
директор ГУП УР «Рыбхоз «Пихтовка»